Санкт-Петербургское Управление ФАС России готово выступить инициатором введения государственных пошлин за рассмотрение жалоб в контрольные органы в сфере госзакупок. Об этом в ведомстве подумывают, так как иначе не могут бороться с «киллерами» госзаказа. Хотя на федеральном уровне к инициативе чиновников относятся прохладно, заметил глава УФАС Вадим Владимиров во время ежегодной отчётной пресс-конференции.
9 февраля чиновники Санкт-Петербургского управления ФАС России подвели итоги своей работы за 2015 год и рассказали журналистам о планах на текущий год. «Горзаказ» отобрал для своих читателей наиболее значимые цитаты и цифры.
2015: вспомнить всё
Глава УФАС Вадим Владимиров назвал 2015 год «очень важным». С прошлого года антимонопольный орган расширил свои полномочия – теперь он ведает тарифами и оборонным заказом. Судя по статистике, чиновники больше занимались делами, связанными с недобросовестной конкуренцией (ст. 14 и 15 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Сокращение дел по ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) Владимиров объяснил тем, что антимонопольщики стали чаще использовать «такой инструмент, как предупреждение». По этой статье было возбуждено 43 дела, рассмотрение половины из них перенесено на 2016 год. УФАС также успело рассмотреть более 5 тысяч жалоб на тендеры, более 1,5 тысяч обвинений были признаны обоснованными.
2015-ый год запомнился сотрудникам УФАС спорами о дизайне упаковок масел «Valio» и «Баба Валя», между компаниями «Polaris» и «Redmond за товарный знак Multicook, очередными предписаниями и штрафами ПАО «Ленэнерго» и АО «Санкт-Петербургские электрические сети». Самый большой штраф – 162 млн 424 тысячи рублей – был наложен на компанию «Danon». По мнению УФАС, организация дискриминировала поставщиков, так как рассчитывала базовые закупочные цены на сырое молоко по непрозрачным методикам. «Danon» решило доказывать свою невиновность в суде, первую инстанцию компания выиграла. Удалось также раскрыть сговор на торгах на реконструкцию гостиницы Мариинского театра, привлечь к ответственности «Ленту» и «Перекрёсток» за нарушение закона о торговле. Впервые антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения закона о рекламе – в социальной сети «Вконтакте» рекламировали алкоголь с помощью белочки, за что ООО «Экспоторг» было оштрафовано на 110 тысяч рублей. Из государственных органов в 2015 году отличились комитет по молодежной политике при проведении «экологического тендера» и комитет по транспорту, который предоставил преференции ГУПу «Пассажиравтотранс».
Исчезнувшая роскошь
Заместитель главы УФАС Пётр Яковлев, контролирующий сферу госказупок, констатировал, что петербургские чиновники перестали за счёт государства заказывать предметы роскоши, но «вопросы» к некоторым тратам всё равно остаются.
«За последний год трудно вспомнить хотя бы один пример государственного заказа, где бы чиновники, например, закупали предметы роскоши, дорогую мебель, автомобили, дорогостоящие зарубежные поездки. Благодаря усилиям общественных организаций, которые эту тему серьёзно отслеживают, такая проблема минимизировалась. По крайней мере, в Санкт-Петербурге мы её практически не видим», – отметил в своём выступлении Яковлев. Непрозрачные тендеры чаще всплывают при изучении муниципальных и районных чиновников.
А вот поставщикам на рынке госзаказа работать стало сложнее. «Можно констатировать факт, что привлекательность государственного и муниципального заказов снижается по сравнению с тем, что было 3–4 года назад. Есть снижение конкуренции, особенно это касается крупных торгов в области дорожного и капитального строительства. Как вы знаете, многие подрядчики уходят с рынка, многие находятся в состоянии банкротства. Отчасти это связано с тем, что резко осложнились возможности для получения банковской гарантии», – отметил Яковлев.
О киллерах и невозможности борьбы
По-прежнему «головной болью» УФАС остаются так называемые «киллеры» госзаказа, которые намеренно разрушают торги, в том числе и с помощью жалоб в антимонопольный орган. Отношение к ним даже в руководстве структуры неоднозначное, а способов борьбы пока не существуют.
«Есть категория юридических лиц, которые сделали процедуру подачи жалоб в антимонопольную службу если не профессией, то очень видимой и важной частью деятельности. Как правило, они хорошо нам известны. Действуют они в совершенно разных интересах, среди них есть и такие, чья деятельность носит характер, подлежащий уголовной квалификации. Есть общественные организации, которые работают на специальных грантах, в том числе и проправительственных. Есть те, которые используются как прокладочные механизмы. Например, реальный участник размещения заказа не хочет жаловаться на заказчика и светить своё название, опасаясь неблагоприятной реакции, и подаёт жалобу от подобной организации. Учитывая, что никакой государственной пошлины, в отличие от судов, например, за подачу жалобы к нам, нету, таких жалоб может быть до половины. Здесь сложное и неоднозначное отношение. Сказать, что здесь некое совершенное зло или добро, я не возьмусь. В определенной мере это держит заказчиков в тонусе и дисциплинирует. Некоторые даже себя так и называют – санитары леса», – охарактеризовал Яковлев.
Владимиров признался, что с «киллерами госзаказа» УФАС бороться не может. «Их деятельность вполне законная, как бы мы к ним не относились. Согласно 44-ФЗ, любой человек может пожаловаться в ФАС, потому что до окончания срока подачи заявок он считается потенциальным участником размещения заказа. Бороться с этими людьми? Как, если они имеют право жаловаться? Да, они объективно могут разрушать заказ, что приведёт к неисполнению бюджета, к неотремонтированным дорогам, к непостроенным веткам метрополитена. Естественно об этом знают в Москве, но мер никаких принять не могут, потому что любой может пожаловаться, это форма контроля», – прокомментировал он.
Он добавил, что не знает, «что они получают». «Органы внутренних дел и государственной безопасности об этой ситуации прекрасно осведомлены», – заверил начальник УФАС.
О штрафах
Однако «управу» на жалобщиков можно найти, если обязать заявителей платить госпошлину за каждую жалобу. «Жалуешься на миллиардный заказ, так заплати на всякий случай 1%», – проиллюстрировал Владимиров возможную схему.
Яковлев пояснил, что введение госпошлины – первое, что приходит на ум по аналогии с судам: «Потому что наши процедуры по своему характеру близки к судебным. Это вопрос про внесение изменений в федеральное законодательство. На данный момент это мысли вслух и попытка хоть как-то упорядочить деятельность по подаче жалоб на положение документации. Возможно, это будет оформлено в качестве федеральной инициативы».
Владимиров также считает идею с пошлинами «неплохой», а вот в Москве к этому относятся «прохладно». «Бесплатная подача жалоб представляет собой элемент контроля бизнеса и гражданского общества за реализацией системы размещения госзаказа. Вот пример с тем же самым цирком, эта закупка прошла бы мимо нас, если бы не жалоба одного из участников на её содержание», – пояснил он.
Чаяния самых бедных
Успели чиновники рассказать и о том, как живётся управлению, и почему они с оптимизмом смотрят в 2016 год.
«Из бед и печалей наших, добавив нам полномочия, правительство Российской федерации сократило нам штаты, как и у всех, на 10%, поэтому нас стало меньше. Чтобы ещё лучше работать, думаю, нас надо сократить ещё больше», – пытался шутить Владимиров. – Наши ряды сплотились, но мы бодры. Сотрудники антимонопольной службы с энтузиазмом смотрят в будущее. Мы самые низкооплачиваемые из всех федеральных структур, и это позволяет нам надеяться на лучшее. Думаю, что в 2016 году всё будет хорошо».
В наступившем году он ожидает вступления в полную силу «4-ого антимонопольного пакета» и реализации права центрального аппарата ФАС на обжалование решений территориальных комиссий.
«В минувшем году мы отметили 25-летие антимонопольной службы, в этом году мы отмечаем 25-летие её территориальных органов. Ни года без праздника, ни года без юбилея», – подытожил Владимиров.
Отчёт УФАС слушала Светлана Зобова